Отчет о проведении летнего палаточного интеграционного лагеря «Турград-2014»

Авторы отчета:  Гарслян И.Л., координатор проекта Радева Р.Е.

Авторы проекта:  Корепанова И.А., кандидат психологических наук;

Баусов Ю. Н., кандидат философских наук, председатель Координационного Совета АМИО, член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания, помощник ректора по инклюзивному образованию Московского городского психолого-педагогического университета.

Сроки проведения: 25-30 июня – подготовительный лагерь-постановка, 1-12 июля – основной лагерь.

Место проведения: Калужская область, Ульяновский район, берег реки Жиздра в окрестностях деревни Дретово.

Участники:
  • дети и подростки с особенностями в развитии (интеллектуальная недостаточность, ранний детский аутизм и расстройства аутистического спектра, генетические заболевания, соматические хронические заболевания и т.п.)
  • члены их семей – братья, сестры;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • социально-активные подростки;
  • студенты-волонтеры;
  • родители детей и подростков с ОВЗ
  • педагоги, психологи, врачи, специалисты в области детского туризма.

Всего в лагере приняли участие 198 человек. 

Краткая   история  проекта.

Проект «Турград» существует с 1997 года. Сначала проект включал в себя лишь летний лагерь. Но со временем в рамках проекта развивалась  различная  деятельность – тематические встречи, прогулки по Москве, ближайшему и дальнему Подмосковью, путешествия по городам России и странам СНГ, туристические походы по Краснодарскому краю, участие в экологических акциях и программах Greenpeace и т.п. Все эти дела направлены на создание пространства совместной деятельности детей и подростков с особенностями в развитии, их здоровых сверстников и ближайшего окружения (прежде всего – семьи).

За годы существования проекта первые участники выросли, закончили обучение в общеобразовательных и коррекционных школах, получили профессию, стали студентами высших учебных заведений, аспирантами. Таким образом, те, кто пришел в качестве обычных участников, постепенно становятся организаторами проекта. Важно то, что это относится не только к здоровым участникам, но и к тем, которые имеют  особенности развития.

Опыт «Турграда» представлялся на межведомственных, региональных, всероссийских конференциях, в статьях специализированных и общественных изданий. В последние годы студенты-волонтеры участвуют и в других интеграционных проектах и лагерях (например, в проектах Центра лечебной педагогики, в работе Лекотеки ГБОУ детский сад №288).

Организационная структура лагеря.

Палаточный лагерь является центральным событием проекта, его подготовка и проведение — основа городской программы. Все участники разбиты на небольшие (12-16 человек) группы, которые стоят лагерями на общей территории. Эти группы (округа) ведут относительно автономное существование в плане обеспечения жизнедеятельности, получив снаряжение (палатки, топоры, пилы и т.п.) и продукты (выдаются ежедневно на сутки). Участники лагеря самостоятельно обеспечивают себя дровами, готовят, следят за чистотой. В каждом округе есть 4 студента, помогающие детям и подросткам организовать свою жизнь, справляться с бытом и организующие занятия и ритм жизни группы. Кроме детских округов на поляне присутствуют две группы в составе которых взрослые-организаторы и специалисты, поддерживающие и обеспечивающие жизнедеятельность лагеря:

1.​ Округ «Флагман» — обеспечивает реализацию программы, безопасность, психологическое и медицинское сопровождение участников; организует и проводит учебные занятия.

В состав округа входят начальник лагеря (Майоров С.И.), координаторы программы (Рябчикова Ю. В. и Гарслян И.Л.), врачи, психологи, ведущие учебной программы

2.​ Округ «Творческий дом» — обеспечивает творческую деятельность участников.

В состав округа входят специалисты по творческой деятельности (родители участников проекта), инструкторы по водному туризму, ведущие мастерских. В составе округа 9 членов семей участников с ОВЗ.

Отдельно хочется отметить существующий уже три года в составе лагеря округ выпускников. В него приезжают ребята, которые по возрасту «переросли» основные округа, но  хотят сохранить свою связь с проектом. Это молодые люди с ОВЗ, которым по состоянию  здоровья, мы не можем доверить организаторские или помогающие роли в лагере. Тем не менее, с помощью студентов и уже работающих специалистов в области психологии и коррекционной педагогики для этих ребят создается собственная развивающая и поддерживающая среда, в которой каждый из них в силу своих возможностей участвует как в жизни округа, так и в жизни всего лагеря. Этот округ не только дает пример продолжения «Турградовской» истории для ребят с особенностями развития, но и является порой примером ярких творческих решений, жизненной энергии и терпения для других округов.

Работа лагеря в 2014 году.

Важной особенностью Турграда-2014 было то, что все руководство лагерем, весь процесс организации был осуществлен новым поколением Флагманцев, прошедших путь от участников-детей или новичков-волонтеров до полного управления лагерем. Постепенная передача полномочий от прежней команды проходила в течение года, за который были разработаны собственные стратегии в решении проблем, организации работы и взаимодействия.

Подготовка  лагеря.

Работа по подготовке летнего лагеря начинается в апреле. Весной  приглашаются  волонтеры из числа студентов младших курсов разных ВУЗов. В процессе подготовки проходят встречи актива лагеря, студенческие обучающие и ознакомительные встречи. В начале мая был проведен тренировочный выезд студентов: 4-хдневный палаточный лагерь для будущего состава окружных и Флагмана.

Задачами выезда традиционно становятся знакомство, формирование и сплочение команд окружных, которые работают в лагере, обучение новых студентов навыкам практической работы с детьми, основам первой помощи, ознакомление с особенностями участников лагеря, подготовка к решению нестандартных педагогических задач, которые могут возникнуть в работе в интеграционной группе. В подготовительных мероприятиях приняли участие более 30 студентов из 5 ВУЗов Москвы (психологи, дефектологи, педагоги, а также социально активные студенты, получающие высшее техническое образование, заинтересованные в работе с детьми). Среди состава педагогического отряда есть опытные окружные, которые продолжают сотрудничать с Турградом и после окончания ВУЗа, а есть и ребята, окончившие 1 курс университета. В летнем лагере приняли участие 34 студента и 12 выпускников ВУЗов, участвовавших в майском выезде.

Набор участников лагеря впервые осуществлялся в форме электронной записи через Интернет (ЖЖ-сообщество), что привело впоследствии к некоторому увеличению количества участников лагеря относительно запланированного, поскольку не все наши «старенькие» участники смогли воспользоваться этим способом. Участники Турграда -2014 — 120 человек от 7 до 24 лет.

Набор участников из числа ребят с ОВЗ включал личные встречи с семьей, разговор с самим ребенком. Этот этап нам представляется необходимым для того, чтобы предупредить возможные трудности в лагере, дать семьям детей с особенностями в развитии более точное представление о лагере. Хочется отметить работу команды психологов лагеря на этом этапе, сумевших помочь участникам подготовиться к поездке и имевших мужество отказать тем, для кого лагерь мог стать чрезмерной нагрузкой или травмирующей ситуацией. Всего в лагере приняли участие более 40 детей, подростков и  молодых людей с ОВЗ.

В конце мая организуется серия родительских собраний. Мы проводим общее собрание лагеря,  после чего по округам проходят отдельные собрания. Это важно для построения отношений родителей с окружными, которым они доверят ребенка. Родители имеют возможность рассказать об особенностях детей, поставить задачи важные для конкретного участника лагеря, предупредить о возможных сложностях. Формат небольшой группы позволяет лично пообщаться с каждой семьей. Кроме окружных, на таких собраниях присутствует представитель руководства лагеря, он отвечает на вопросы родителей, знакомится с родителями ребят, у которых могут возникнуть трудности в походной жизни, помогает построить стратегии работы с участниками с ОВЗ.

Перед началом основного палаточного лагеря проводится короткий подготовительный этап «Постановка». Его участники создают инфраструктуру будущего лагеря – очищают от мусора территорию, строят туалеты и мусоросборники, готовят пляж и места водозабора. В составе «Постановки» окружные, старшие подростки, в том числе участники с ОВЗ. В процессе этого своеобразного трудового десанта участники сплачиваются, получают туристические и бытовые навыки, формируется актив Турграда. Кроме того, в это время подготавливаются события, праздники, соревнования, которые пройдут в лагере. Многие участники стремятся попасть на «Постановку» не менее, чем в основной лагерь. В 2014 году в составе постановки было более 30 человек (некоторые приезжали только на часть подготовительного лагеря), из них 4 с ОВЗ.

Содержание деятельности участников – детей и подростков в палаточном лагере «Турград-2014»
1.​ Оздоровление и отдых.

В насыщенной программе лагеря было заложено время для дневного сна и отдыха. Расположение лагеря на берегу реки позволило организовывать купание участников ежедневно. Погодные условия (температура выше +30) дали нам возможность купать ребят достаточно часто, продолжительность купания регулировали медики лагеря. Во время купания на берегу постоянно присутствовали представители округа «Флагман», прошедшие курс первой помощи. Купание осуществлялось всегда под руководством и при участии взрослых. Многие ребята освоили или улучшили навыки плавания.

2.​ Освоение и совершенствование навыков пешего туризма.

Практически все участники лагеря приняли участие в двухдневном пешем походе на дистанцию 28-32 км. Участники младше 7 лет — члены округа «Творческий дом», — имели возможность совершать короткие до 3 км походы. Отдельная группа наиболее подготовленных участников прошла трехдневную экспедицию по маршруту протяженностью более 60 км. Маршрут экспедиции был разработан на основе разведывательных походов, проведенных подростками и студентами. Все необходимые навыки пешего туризма: постановка лагеря, ориентирование по карте, техники движения в группе отрабатывались с участниками в ситуации реальных задач, стоящих перед интеграционной группой.

3.​ Передача навыков пешего туризма новым участникам.

Для освоения навыков пешего туризма новыми участниками в лагере традиционно проводилась серия учебных занятий, направленных на знакомство новых участников с разными сторонами походной жизни и повышение компетентности более опытных участников. В этом году были проведены занятия по следующим темам:

  • «Постановка лагеря и туристический быт»
  • «Безопасность и первая помощь»
  • «Кулинария на костре»
  • «Психология отношений в группе»
  • «Основы ориентирования»
  • «Что делать, если ты потерялся»
  • «Дрова»
4.​ Освоение навыков водного туризма.

С 2010 года в программу летнего лагеря было включено знакомство с навыками водного туризма. Мы отказались от идеи общего водного похода, но тем не менее все желающие могли освоить основы водного туризма и повысить мастерство управления байдаркой.

Содержание занятий:

  • Устройство байдарки
  • Правила посадки и поведения на борту
  • Команды капитана и гребля
  • Маневрирование
  • Поведение в ситуации переворота (киляния)
  • Движение группы в водном походе
  • Перевозка снаряжения в байдарке
  • Ремонт байдарки
  • Сбор и разбор байдарки (для подростков и окружных)
  • Ориентирование на воде
5.​ Деятельность по самообслуживанию.

Организация жизни группы (округа), все бытовые процессы выполнялись участниками самостоятельно, под руководством окружных. Многие участники впервые сами готовили себе пищу, заботились о своих вещах. К концу лагеря многие окружные отметили возросшую степень самостоятельности участников как в выполнении бытовых дел, так и в способности организоваться, договориться об ответственности и разделении обязанностей

6.​ Творческая деятельность.

Каждый день в течение лагеря работали традиционно творческие мастерские, посещение мастерских не было обязательным, однако все участники лагеря с интересом отнеслись к предлагаемым видам деятельности. Мастерские позволяют найти себе занятие по интересам, освоить новые виды творческой деятельности, подготовиться к выступлениям на вечернем сборе лагеря.

В 2014 году работали мастерские:

  • Творческий дом – рисование, лепка, плетение из ниток (фенечки), валяние. Мастерская, традиционно проводимая родителями, принимающими участие в лагере.
  • Керамика — в работе этой мастерской принял участие преподаватель керамики Дмитрий Леонтьев. Работа с глиной привлекала ребят всех возрастов. Несмотря на невозможность обжига, многие увезли высушенные на солнце шедевры.
  • Музыкальная – ансамбль из простых ударных инструментов и гитар, подготовка песен к спектаклю, пространство для общения и выдоха для многих участников лагеря.
  • Театральная — в течение всего лагеря по частям готовилась постановка музыкального спектакля «Али-Баба и 40 разбойников». Спектакль был показан также по частям в течение нескольких дней. В нем приняли участие более 20 юных артистов, на главных ролях оказались в том числе и ребята с ОВЗ. В проведении мастерской принимали участие сотрудник одного из ведущих театров Москвы, орфопедагог и гитарист.
  • Игротека – интеллектуальные настольные игры. Мастерская, которую уже в течение 5 лет ведет участник с ОВЗ. Молодой человек стоял у истоков этой мастерской и сейчас это один из успешных проектов Турграда.
  • Веревочный парк — в этом году традиционные трассы для освоения основ альпинизма и переправа через реку были дополнены качельным парком.
  • Фехтование — мастерская, пользовавшаяся наибольшей популярностью, сочетающая спортивное направление и элементы ролевых игр. Участники изучали основы современного мечевого боя на безопасном тренировочном оружии. Кроме индивидуальных упражнений на мастерской предлагались групповые задания, требующие взаимодействия, разработки стратегии, умения работать в команде. Эта мастерская является также отличным способом эмоциональной разрядки как для детей, так и для взрослых участников лагеря. Провел мастерскую Николай Санчук — опытный окружной и ведущий занятий в течение года.
  • Футбол — традиционная для нашего лагеря, неизменно популярная мастерская, которую вела преподаватель  физкультуры, тренер по футболу и многодетная мама — родитель трех турградовцев Настя Чиганова.
  • Мастерская папы Вовы — столярная мастерская, поделки из природного материала, украшения от дизайнера и мультипликатора, одного из пап участников лагеря.
7.​ Экологическая деятельность.

Лагерь проводился на берегу реки Жиздра, на туристической стоянке, популярной среди туристов-водников и месте отдыха жителей г.Козельск. Потому каждый год территория лагеря нуждается в уборке: поляна, берег реки и пляж были очищены от мусора, места складирования мусора предыдущими группами были закопаны. В течение лагеря участники не допускали загрязнения окружающей среды, очищали близлежащие стоянки, соблюдали правила противопожарной безопасности. В прежние годы лагерь инспектировали сотрудники местного лесничества.

Темой лагеря в 2014 году был выбран Восток — «Сказки 1000 и 1 ночи». Еще в городе участники готовили костюмы, читали сказки. Одним из постоянных героев мероприятий стал «ковер-самолет», привезенный руководителем лагеря и сопровождавший все выступления команды организаторов.

Восточный колорит мы старались придать и традиционным мероприятиям — тренингу на сплочение групп, водной игре, творческим вечерам, мастерским. Окружные и участники лагеря смогли создать атмосферу таинственного и сказочного мира Азии и в убранстве своих стоянок-округов — шатры и гирлянды, восточные символы и колокольчики — такие мелочи создавали настрой, погружали в историю.

На протяжении всего лагеря участники собирали «кристаллы-сокровища» — ими одаривал шейх за удачные выступления, яркие поступки, порядок на округе. Такое публичное признание общих для группы или индивидуальных заслуг на общем сборе лагеря очень мотивировало ребят, помогало заметить победу даже самых младших участников.

Восточный базар с факирами и заклинателями змей, музыкантами и танцовщицами стал самым ярким моментом нашей Восточной Сказки. Всем предлагалось испытать себя в мастерских или поучаствовать в представлении, так тоже зарабатывались «сокровища». На общем Пиру после него угощали пловом и щербетом, халвой и пирогами — все это ребята сумели приготовить в походных условиях и делились умениями со всем лагерем.

Аукцион в конце лагеря,  на котором за полученные  в течение  двух недель сокровища можно было «купить» памятные вещи и угощения запомнился оригинальным завершением. В этот момент организаторы заставили все округа объединиться,  несмотря на предшествовавшую конкуренцию за «лоты», и все вместе ребята «выкупили» финальный приз. Он,  конечно, оказался сладким. Вырученные «сокровища» участники разобрали на память вместе с подарками от окружных и друзей, сделанными на мастерских и  на округах.

План-график лагеря
 утроденьвечер
1 июля Встреча участников.Знакомство с территорией и правилами лагеря«Прибытие караванов» Представление округов
2 июляУчебная программа: занятия по пешему и водному туризмуМастерские«Восточная сказка» (творческое дело без подготовки)
3 июляУчебная программа: занятия по пешему и водному туризмуИгра на сплочение групп «Путешествие на ковре- самолете»МастерскиеВечер песни «Арабская ночь»
4 июляИгра от подросткового клуба «Караван историй»Мастерские«Сказки Шехерезады» (творческий вечер с подготовкой»
5 июляВодная спартакиадаПланирование и подготовка экспедицийМастерскиеВечер на округе
6 июляСтарт экспедиции
1 и 2
Час психологииОкруг в гостях у округа
7 июляСтарт экспедиции
3 и 4
МастерскиеПодготовка встречи экспедицийВозвращение экспедиций 1 и 2
8 июляОкружное времяМастерскиеВозвращение Экспедиции 3и 4Отчет Экспедиций
9 июляОкружное время, подготовка к встрече экспедиций.МастерскиеПодготовка к Восточному БазаруВосточный Базар и Пир
10 июляТурнир по фрисбиФутбол: игры старшей и младшей ЛигФинал футбольного чемпионата
11 июляМастерскиеПодготовка к ЗакрытиюПодведение итогов лагеря. Аукцион. Закрытие
12 июляОтъезд участников, консервация лагеря 
Результаты лагеря

У участников, для которых развитие самостоятельности является возрастной задачей развития, окружные отмечают прогресс в сфере самообслуживания, самоорганизации.

Все участники лагеря прошли базовую туристическую подготовку для участия в пеших и водных походах. Эти навыки были отработаны в двухдневной экспедиции. Все участники успешно справились с задачами, поставленными в экспедиции.

Продолжение работы по включению части участников с ОВЗ в работу лагеря на активных позициях помощи организаторам – старшие ребята стали занимать должности окружного, принимать участие в постановке лагеря.

Пополнение подросткового актива – формирование подросткового клуба Турграда из подростков 12-15 лет. Силами этого актива планируется организация мероприятий для всех участников в течение года. Для членов подросткового клуба планируются встречи, походы, посещение культурных мероприятий, тренинги.

Развитие профессиональной компетенции у студентов-психологов и дефектологов, работавших окружными и психологами в лагере. Приобретение как опыта ведения занятий и тренингов, так и опыта сопровождения в повседневной бытовой деятельности детей и подростков с ОВЗ и типично развивающихся детей и подростков. Повышение уверенности в собственных силах у начинающих педагогов и психологов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *