Отчет о проведении летнего палаточного интеграционного лагеря «Турград-2010»

Сроки проведения: 25 июня – 1 июля – подготовительный лагерь-постановка, 1-10 июля – основной лагерь.

Место проведения: Рязанская область, район г. Спас-Клепики, берег реки Пра.

Участники:
  • дети и подростки с особенностями в развитии (интеллектуальная недостаточность, ранний детский аутизм и расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич, нарушения слуха, соматические хронические заболевания и т.п.) – дети и подростки с ОВЗ
  • члены их семей – братья, сестры;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • социально-активные подростки;
  • студенты-волонтеры;
  • родители детей и подростков;
  • педагоги, психологи, врачи, специалисты в области детского туризма.

Всего в лагере приняли участие 121 человек.

Кратко об истории проекта.

Проект «Турград» существует с 1998 года. Сначала проект включал в себя лишь летний лагерь, но на протяжении последних 7 лет в рамках проекта реализуется различная активность – еженедельные встречи, прогулки по Москве, ближайшему и дальнему Подмосковью, городам России и странам СНГ, туристические походы по Краснодарскому краю, участие в экологических акциях и программах Greenpeace и т.п. Все эти активности направлены на создание пространства совместностей деятельности детей и подростков с особенностями в развитии, их здоровых сверстников и ближайшего окружения (прежде всего – семьи).

За годы существования проекта первые участники выросли, закончили обучение в общеобразовательных и коррекционных школах, получили профессию, стали студентами высших учебных заведений, аспирантами. Таким образом, те, кто пришел в качестве обычных участников, постепенно становятся организаторами проекта. Важно то, что это относится не только к здоровым, но и к тем, которые имеют те или иные особенности. В этом году среди окружных лагеря трое бывших выпускников, еще трое работали в составе флагмана. Среди окружных и на должности помощника завпрода (заведующего продовольствием) – ребята с особенностями развития.

Проект существует 12 лет, многие формы работы уже разработаны и c различными изменениями и дополнениями успешно используются не только самими участниками проекта, но и передаются коллегам из других организаций (так, например, с использованием опыта «Турграда» успешно проводят свои летние лагеря «Дельфинограды» Костромская областная молодежная общественная организация инвалидов «Белый дельфин», общественная организация «Возрождение семьи» (г. Хабаровск). Опыт «Турграда» представлялся на межведомственных, региональных, всероссийских конференциях, в статьях специализированных и общественных изданий. В последние годы студенты-волонтеры участвуют и в других интеграционных проектах и лагерях (например, в проектах Центра лечебной педагогики).  

Важным шагом в развитии проекта является разработка новых форм и методов работы. В пилотном режиме с самого начала существования проекта опробовалось использование элементов водного (на байдарках) туризма в проведении летнего лагеря (сплав по реке в течение экспедиции, переправа на другой берег реки, тренировочные заплывы вниз и вверх по течению).

В 2010 году в программу летнего лагеря была включена в качестве центральной программа по освоению водного туризма.  

Структура.

Все участники разбиты на небольшие (12-16 человек) группы, которые стоят лагерями на общей территории. Эти группы (флотилии и округа) ведут относительно автономное существование в плане обеспечения жизнедеятельности: получив снаряжение (палатки, топоры, пилы и т.п.) и продукты (выдаются ежедневно на сутки). Участники лагеря самостоятельно обеспечивают себя дровами, готовят, следят за чистотой. В каждой флотилии есть 4 студента, помогающих детям и подросткам организовать свою жизнь, справляться с бытом и выстраивающих занятия и ритм жизни группы. В этом году в лагере было 4 детских флотилии («В Африку!», «Задумчивые выхухоли», «Мираж» и «Пифагоров спасжилет») и 2 округа, состоящих из взрослых и обеспечивающих организационные функции, безопасность, обучение и досуг.

1.    Округ «Флагман» — обеспечивает реализацию программы, безопасность, психологическое и медицинское сопровождение участников; организует и проводит учебные занятия.

В состав округа входят начальник лагеря (Радева Р. Е.), руководитель туристической программы (Тишина Е. А.), врачи, психологи, ведущие учебной программы.

2.    Округ «Творческий дом» — обеспечивает творческую деятельность участников.

В состав округа входят специалисты по творческой деятельности (родители участников проекта), инструкторы по водному туризму, ведущие мастерских. В составе округа 2 участника с ОВЗ, один из которых вел мастерскую, 5 членов семей участников с ОВЗ.

3.    Флотилии – временные детско-подростковые коллективы, в которых участники живут, осваивают и реализуют навыки туризма.

В состав каждой флотилии входит 10-12 подростков, 3-4 студента-волонтера. Исходно планировалось разделить участников лагеря по уровню их социальной активности и подготовленности к водному походу следующим образом:

  • 1 и 2 флотилии – старшие подростки, подростки с активной социальной позицией, подростки с опытом водных походов;
  • 3 и 4 флотилии – подростки, не имеющие опыта или возможности руководства группами, участники без туристического опыта;
  • 5 флотилия – участники, не имеющие опыта или возможностей длительного сплава по реке.

Однако после первого этапа подготовки – учебы для окружных и старших подростков, мы пришли к выводу, что нам удастся подготовить к походу всех участников, не оставляя никого без возможности сплава на байдарках. Потому комплектование флотилий было выполнено на общем для всех принципе: 3-4 окружных студента, 3-4 участника с особенностями развития или ограничениями по здоровью, 2-3 подростка, 3-4 младших подростка или младших школьника. В каждом округе оказалось 10-12 участников, почти в каждом присутствовали старшие ребята с ОВЗ (17-20 лет), которые зачастую активно помогали окружным, вставали на роль старших в округе.

Подготовка лагеря.

Работа по подготовке летнего лагеря начинается в апреле, после возвращения участников весеннего похода. В процессе подготовки проходят встречи актива лагеря, студенческие обучающие и ознакомительные встречи. В начале мая проходит тренировочный выезд студентов: 4-хдневный палаточный лагерь для будущего состава окружных и Флагмана.

Задачами выезда стали как формирование и сплочение команд окружных, которые работают в лагере, так и обучение новых студентов навыкам практической работы с детьми, основам первой помощи, ознакомление с особенностями участников лагеря, подготовка к решению нестандартных педагогических задач, которые могут возникнуть в работе в интеграционной группе. В подготовительных мероприятиях приняли участие более 30 студентов из 5 ВУЗов Москвы (психологи, дефектологи, педагоги, а также социально активные студенты, получающие высшее техническое образование, заинтересованные в работе с детьми). Среди состава педагогического отряда есть опытные окружные, которые продолжают сотрудничать с Турградом и после окончания ВУЗа, а есть и ребята, окончившие 1 курс университета. В летнем лагере приняли участие 22 студента и 6 выпускников ВУЗов, участвовавших в работе студенческого отряда.

В конце мая прошла серия родительских собраний. Мы проводим общее собрание лагеря, поле чего по округам проводятся отдельные собрания. Это важно для построения отношений родителей с окружными, которым они доверят ребенка. Родители имеют возможность рассказать об особенностях детей, поставить задачи, важные для конкретного участника лагеря, предупредить о возможных сложностях. Формат небольшой группы позволяет лично пообщаться с каждой семьей. Кроме окружных, на таких собраниях присутствует представитель руководства лагеря, он отвечает на вопросы родителей, знакомится с родителями ребят, у которых могут возникнуть трудности в лагере, помогает построить стратегии работы с участниками с ОВЗ.

Перед началом основного палаточного лагеря проводится короткий подготовительный лагерь «Постановка». Его участники создают инфраструктуру будущего лагеря – очищают от мусора территорию, строят туалеты и мусоросборники, готовят пляж и места водозабора. В этом году в программу подготовительного лагеря также вошли двухдневные байдарочные походы. В составе подготовительного лагеря окружные, старшие подростки, в том числе участники с ОВЗ. В процессе этого своеобразного трудового лагеря участники сплачиваются, получают туристические и бытовые навыки, формируется актив Турграда. Кроме того, в это время подготавливаются многие события, праздники, соревнования, которые пройдут в лагере. Многие участники стремятся попасть на «Постановку» не менее,  чем в основной лагерь. В 2010 году в составе постановки было более 20 человек (некоторые приезжали только на часть подготовительного лагеря), из них 4 с ОВЗ.

Содержание деятельности участников – детей и подростков в палаточном лагере «Турград-2010»
1.    Оздоровление и отдых.

В насыщенной программе лагеря было заложено время для дневного сна и отдыха. Расположение лагеря на берегу реки позволило организовывать купание участников ежедневно. Погодные условия (температура выше +30) дали нам возможность купать ребят достаточно часто, продолжительность купания регулировали медики лагеря. Во время купания на берегу постоянно присутствовали представители округа «Флагман», прошедшие курс первой помощи. Купание осуществлялось всегда под руководством и при участии взрослых. Многие ребята освоили или улучшили навыки плавания.

2.    Освоение и совершенствование навыков пешего туризма.

Все члены флотилий приняли участие в пешем походе на дистанцию 14 км. Участники младше 7 лет — члены округа «Творческий дом», — имели возможность совершать короткие (до 3 км) походы. Маршрут экспедиции был разработан на основе разведывательных походов, проведенных подростками и студентами, в том числе и подростками с ОВЗ, на расстояние 12-20 км. Все необходимые навыки пешего туризма: постановка лагеря, ориентирование по карте, техники движения в группе отрабатывались с участниками в ситуации реальных задач, стоящих перед интеграционной группой.

3.    Передача навыков пешего туризма новым участникам.

Для освоения навыков пешего туризма новыми участниками в лагере традиционно проводится серия учебных занятий, направленных на знакомство новых участников с разными сторонами походной жизни и повышение компетентности более опытных участников. В этом году были проведены занятия по следующим темам:

  • «Постановка лагеря и туристический быт»
  • «Безопасность и первая помощь»
  • «Кулинария на костре»
  • «Психология отношений в группе»
  • «Основы ориентирования»
4.    Освоение навыков водного туризма.

В 2010 году в программу летнего лагеря была включена программа по освоению водного туризма. Перед лагерем прошел трехдневный интенсивный курс основ водного туризма для окружных (вожатых) и старших подростков Турграда. В процессе лагеря эти ребята передавали свой опыт участникам, помогая инструкторам по туризму. Первые 4 дня для всех были учебными – все участники прошли курс теоретической и практической подготовки к водному походу, включавший и поведение в нестандартных и аварийных ситуациях, работу в группе и оказание первой доврачебной помощи. Применить полученные знания ребята смогли в двухдневной экспедиции, включавшей как пешую, так и водную часть.

Содержание занятий по подготовке к водному походу:

  • Устройство байдарки
  • Правила посадки и поведения на борту
  • Команды капитана и гребля
  • Маневрирование
  • Поведение в ситуации переворота (киляния)
  • Движение группы в водном походе
  • Перевозка снаряжения в байдарке
  • Ремонт байдарки
  • Сбор и разбор байдарки (для подростков и окружных)
  • Ориентирование на воде.
5.    Деятельность по самообслуживанию.

Организация жизни группы (округа), все бытовые процессы выполнялись участниками самостоятельно, под руководством окружных. Многие участники впервые сами готовили себе пищу, заботились о своих вещах. К концу лагеря многие окружные отметили возросшую степень самостоятельности участников как в выполнении бытовых дел, так и в способности организоваться, договориться об ответственности и разделении обязанностей.

6.    Творческая деятельность.

Каждый день лагеря работали творческие мастерские, посещение мастерских не было обязательным, однако все участники лагеря с интересом отнеслись к предлагаемым видам деятельности. В 2010 году работали мастерские:

  • Творческий дом – рисование, лепка, плетение из ниток (фенечки)
  • Войлок – валяние
  • Гитарная школа
  • Музыкальная – ансамбль из простых ударных инструментов и гитар
  • Кукольная – изготовление кукол-оберегов перед праздником Ивана Купалы
  • Игротека – интеллектуальные настольные игры
  • Самолетостроительная – основы авиамоделирования
7.    Экологическая деятельность.

Несмотря на то, что лагерь проводился на организованной туристической стоянке, территория лагеря нуждалась в уборке, берег реки и пляж были очищены от мусора, места складирования мусора предыдущими группами были закопаны. В течение лагеря участники не допускали загрязнения окружающей среды, очищали близлежащие стоянки, соблюдали правила противопожарной безопасности. Лагерь регулярно инспектировали сотрудники лесничества.

План-график лагеря
КогдаЧтоКто 
25 июня — 1 июляПодготовительный лагерьстуденты-волонтеры, старшие подростки (в том числе с особенностями в развитии), всего 20 человек.Подготовка места, закупка продовольствия, формирование актива лагеря.
27-28 июняУчеба по водному туризмустуденты-волонтеры, старшие подростки.Инструктор – отец девочки-участницы с ОВЗФормирование актива лагеря

План Турграда-2010

 утроденьвечер
1 июляЗаездОриентировка
Знакомство
Представление флотилий – парад флотилий
2 июляУчебная программа: занятия по пешему и водному туризмуМастерскиеПрактикум по водному туризмуМорские истории (творческое дело без подготовки)
3 июляУчебная программа: занятия по пешему и водному туризмуМастерскиеПрактикум по водному туризмуВечер песни
4 июляСтарт экспедиции 1 и 2 флотилийИгра на сплочение группПрактикум по водному туризмуМастерскиеПостройка кораблей (конкурс)
5 июляСтарт экспедиции 3 и 4 флотилийМастерскиеПостройка плотаВозвращение экспедиции 1 и 2Вечер на округе
6 июляСтарт экспедиции 5 флотилииЧас психологииМастерскиеВозвращение экспедиций 3 и 4Округ в гостях у округа
7 июляВодная спартакиадаКонкурс песочных скульптурМастерскиеВозвращение Экспедиции 5Отчет Экспедиций
8 июляОкружное времяМастерскиеПодготовка к Ивана КупалеФольклорный праздник Иван Купала 
9 июляМастерскиеМастерскиеОкружное времяПодведение итогов лагеря. Закрытие
10 июляОтъезд участников, консервация лагеря  
Результаты лагеря
  • У участников, для которых развитие самостоятельности является возрастной задачей развития, окружные отмечают прогресс в самообслуживании, самоорганизации.
  • Подготовлена группа подростков и студентов, способных организовывать и проводить не только пешие, но и несложные водные походы, что расширит возможности экспедиционной части лагеря на следующий год.
  • Все участники лагеря прошли базовую туристическую подготовку для участия в пеших и водных походах. Эти навыки были отработаны в двухдневной экспедиции, включавшей пешую и водную части. Все участники успешно справились с задачами, поставленными в экспедиции.
  • Выведение части участников с ОВЗ на активную позицию помощи организаторам лагеря – старшие ребята стали занимать должности окружного, помощника завпрода, принимать участие в постановке лагеря. Двое участников с ОВЗ планируют изменить свою позицию и поехать в качестве помощников организаторов в следующем году.
  • Выделение подросткового актива – формирование подросткового клуба Турграда в количестве 16 человек подростков 12-15 лет. Силами этого актива планируется организация мероприятий для всех участников в течение года. Для членов подросткового клуба будут проводиться регулярные встречи, походы, посещение культурных мероприятий, тренинги.
  • Развитие профессиональной компетенции у студентов-психологов и дефектологов, работавших окружными и психологами в лагере. Приобретение как опыта ведения занятий и тренингов, так и опыта сопровождения в повседневной бытовой деятельности детей и подростков с ОВЗ и типично развивающихся детей и подростков. Повышение уверенности в собственных силах у начинающих педагогов и психологов.  

Автор отчета — начальник лагеря Радева Р.Е.  

Авторы проекта:

Корепанова И.А., кандидат психологических наук, доцент факультета «психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета;

Баусов Ю. Н., кандидат философских наук, председатель Координационного Совета АМИО,  член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ Миронове С. М., член Президиума Коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ по вопросам молодежной политики, проректор Московского городского психолого-педагогического университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *