Отчет о проведении 10-го летнего палаточного интеграционного лагеря «Турград»

Место проведения — Калужская область, Козельский район, д. Дретово, берег р. Жиздра.

Сроки проведения — 1-12 июля 2009 года

Состав участников — молодые люди, жители Москвы, имеющие различные нарушения здоровья и их здоровые сверстники; студенты-волонтеры

Какие проблемы решает проект:

Для людей (и особенно молодежи) с ограниченными возможностями здоровья типичным является отсутствие опыта полноценных межличностных контактов и дефицит эмоциональных привязанностей, нехватка личного внимания со стороны окружающих. В некоторых семьях молодые инвалиды предоставлены себе, имеют негативный опыт непродуктивного, ничем содержательным не заполненного времяпрепровождения. И практически не имеют опыта конструктивного общения. Здоровые же молодые люди с другой стороны так же не имеют опыта сотрудничества, не видят возможности для совместности.

Основная цель лагеря:

Развитие толерантности на основе совместной деятельности и общения в разновозрастной группе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровых сверстников.

Задачи:
  1. Создание максимально развивающих условий для каждого участника.
  2. Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия с людьми с ОВЗ и с особенностями в развитии.
  3. Создание условий для развития чувства ответственности за действия и поступки.
  4. Развитие основ экологического сознания участников проекта.
Обоснование основной цели лагеря:

К сожалению, наше современное общество еще не готово в полной мере принять молодого человека с ограниченными возможностями здоровья как равного. Да и сам ребенок, его семья не всегда оказываются вступать в равные, партнерские, непотребительские отношения с миром. Сейчас многое делается для того, чтобы такое равное взаимодействие состоялось. Например, активно развивается инклюзивное образование. Городская инфраструктура становится более доступной для инвалидов-колясочников, людей со сниженным зрением и незрячих. Но этого явно недостаточно. Важно помочь как «здоровым» людям, так и с ограниченными возможностями найти точки соприкосновения и конструктивно, продуктивно общаться.

Общественные организации могут оказать в этой области неоценимую помощь. В данном проекте создается коллектив единомышленников – подростков, молодых людей, волонтеров, родителей, специалистов, участвующих в общей деятельности и разделяющих идеи толерантности и интеграции, партнерства, принятия.

Формы организации деятельности:
  1. Жизнь в округе (организация питания, жизни, первичный коллектив, в котором решаются воспитательные задачи и развиваются навыки самостоятельной жизни в лесу, навыки взаимопомощи, толерантности). В одном округе живут 8-10 молодых человек 14-16 лет, 2-3 студента-волонетра). Организацию общей жизни осуществляет округ «Флагман» (состав округа – начальник лагеря, врач, ответственный за продовольствие, психологи, ведущие мастерских). В ТГ-2009 были округа: ЕСТ, Дымовята, Чумовые пингвины, За варенье, Турбо-ежики, 12 у костра, в том числе округ «Бай-байки», объединивший родителей детей с особенностями в развитии, округ организаторов – «Флагман».
  2. Обучение в Туристической школе — Турхитах. Приобретение навыков жизни в лесу, в группе.
  3. Мастерские. Развитие интересов, навыков общения, приобретение навыков в продуктивных видах деятельности.
  4. Исследовательская экспедиция. Развитие познавательных интересов, навыков выживания в лесу, взаимопомощи. Исследование окрестностей лагеря как подготовка будущих экспедиций. Было проведено три экспедиции. Для участников, имеющих существенные сложности в длительных передвижениях – поездка в Козельск (поездка осуществлена при поддержке администрации города Козельска) и посещение краеведческого музея и Березнического лесничества. Второй уровень сложности – двухдневная экспедиция протяженностью в 25 км (с бродом через реку, переправой на лодке). Третий уровень – трехдневный маршрут протяженностью 43 км (в нем приняли участие 13 молодых человека – лидеров лагеря).
  5. Совместные мероприятия (вечерние коллективные творческие дела, вечера песни, театральные постановки, спортивное шоу-футбол). Развитие активной позиции, развитие творческих способностей, сплочение группы.
Проведенные мероприятия.

Турхиты (обязательные учебные занятия, длительность — 45 минут, проводились в микрогруппах по 6 человек). Цель занятий — освоение техники безопасной жизни в лесу.

  1. Первая помощь — освоение алгоритма оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях в лесу. Занятие подготовлено на основе Стандарта безопасности МЧС. Проводил сертифицированный инструктор первой помощи (сертификат Международного Красного креста)
  2. Ориентирование — овладение навыками использования карты, компаса; приемами ориентирования на пересеченной местности
  3. Психология — обучение навыкам конструктивного общения в группе
  4. Дрова и костер — освоение техники безопасной рубки и колки дров, разжигание костров для различных нужд (быстро вскипятить кан с водой, равномерный жар, костер для просушки, костер для освящения, костер с сохранением углей длительное время и т.п.)
  5. Кулинария — приготовление блюд в походных условиях
  6. Основы безопасности в лесу — что делать, если ты потерялся в лесу?

Мастерские (учебные занятия, длительность 90 минут, проведено всего по 7 занятий в каждой мастерской. Выбор мастерской осуществлялся каждым участником самостоятельно, участники посещали различные мастерские в течение лагеря)

  1. Основы альпинизма
  2. Творческий дом
  3. Оригами
  4. Игротека — интеллектуальные настольные игры
  5. Авиамоделирование
  6. Музыкальная
  7. Спорт — волейбол, футбол, фризби, пляжный теннис

Важно, что мастерскую «Оригами» вел один из участников лагеря (юноша, имеющий нарушения здоровья) при постоянной поддержке со стороны студентов-волонтеров. В мастерской «Игротека» в качестве со-ведущих так же были два подростка, имеющие нарушения здоровья (ранний детский аутизм).

Распорядок дня.

7.45 — подъем дежурных

8.00 – подъем

8.30 – линейка, зарядка

9.00 – завтрак

до 11.00 – хозчас (сбор дров, просушка снаряжения, уборка территории)

11.00-14.00 — мероприятия

14.00 — обед

до 15.30 – тихий час

15.30-19.00 — мероприятия

19.00 – ужин

20.00 — вечернее мероприятие

21.30 – вечернее подведение итогов «Свечка»

23.00 – сон

 11.00 – 13.3015.30 – 18.3020.00 – 21.00
01.07.09 Окружное времяОткрытие ТГ
02.07.09Турхиты (2 занятия)Окружное время (1 час)Презентация мастерских и мастерские (2 часа)Вечер «Сотвори чудо!» (без подготовки)
03.07.09Турхиты (2 занятия)КупаниеМастерскиеОкружное времяВечер легенд
04.07.09Турхиты (2 занятия)купаниеОкружное времяМастерскиеПриглашаем в гости — совместный вечер двух округов
05.07.09Окружное времяКупаниеОкружное времяИнтеллектуальная игра  «Поиск кладов»Мастерские10 лет спустя — у ТГ день рождения!
06.07.09Окружное времяМастерскиеПоиски кладовВечер песни
07.07.09Выход 1-й экспедицииВыход 2-й экспедицииТихий вечер
08.07.09Выход 3-й экспедицииВозвращение 2-й и 3-й экспедицийВечер округов
09.07.09Возвращение 1-й экспедицииКулинарный конкурсОтчет экспедиций
10.07.09ФутболОкружное времяМастерскиеПраздник Ивана Купалы
11.07.09Окружное времяМастерскиеЧемпионат по фризбиОкружное времяВечер «Восемь чудес света»
12.07.09Сборы и закрытиеДорога домой 
Особенности проведения Турграда -2009.
  1. Летний интеграционный лагерь является только одним этапом из годовой работы программы «Турград». Некоторые «штрих и» событийной канвы жизни «Турграда» в 2008-2009 учебном году: еженедельные занятия подростковой группы и группы «Рука в руке» (проходит в формате тренинговой группы); регулярные туристические выезды в лес (прохождение пешего маршрута 10-20 км, самостоятельное приготовление еды на костре, простейшее ориентирование с помощью карты и компаса, простраивание маршрутов передвижения по пересеченной местности, овладение техникой хождения по склонам, переправа через реки, завалы из бревен и т. п.); экскурсионные поездки в гг. Ростов, Ярославль, Мышкин, Дмитров; многодневный туристический поход по горам Краснодарского края; экскурсионные поездки в музей железнодорожной техники, зоопарк, музей «Огни Москвы», минералогический музей им. Ферсмана; участие в городском ориентировании «Бегущий город», «МаслЯнице», музыкальных Никитинских встречах во Дворце детского творчества на Воробъевых горах; систематическое участие в проекте «Возродим наш лес» — посадка собственного леса в деревне Костеньево; фотокросс в парке «Царицино»; игра-путешествие «Незнакомый знакомый зоопарк»; турслет «Арбузник». Такая насыщенная совместная жизнь в течение года привела к тому, что многие молодые люди не только хорошо друг друга знают, но и имеют богатый опыт конструктивного общения, совместной деятельности.
  2. Некоторые участники Турграда с особенностями в развитии в Турграде не первый год и поэтому они уже готовы передавать свои знания другим. Один подросток, имеющий диагноз «шизофрения» (в проекте — 5 лет) в прошлом году предложил проводить матерскую «Оргиами» и успешно провел ее. В этом году он вновь вызвался проводить мастерскую и она пользовалась популярностью. В силу особенностей своего диагноза юноша не мог постоянно уделять внимание приходящим к нему на мастерскую, корректно и своевременно все объяснять. Поэтому ему помогала ассистент-волонтер. В мастерской «Игротека» активное участие принимал еще один юноша (имеющий диагноз РДА, синдром Аспергера — очень высокий уровень интеллекта). Он помогал своей маме, ведущей мастерской объяснять правила игр, следил за их соблюдением, вовлекал новичков в новые сложные игры. Так же этот молодой человек организовал «тотализатор» во время игры в футбол, сам оповестил всех участников, собрал «ставки» и определил победителей. Призом была банка сгущенного молока. Юноша продемонстрировал свои уникальные математические способности, что способствовало появлению бОльшего к нему уважения.
  3. Участие в летнем лагере семей (например, юноша с ранним детским аутизмом, его брат и мама) привело к тому, что увеличились и упрочнились связи внутри семей.
  4. Проекту — 10 лет. И ряд мероприятий как бы подводили итог. В гости приехали выпускники Турграда — студенты-волонтеры, которые рассказывали о прошлых годах, делились опытом, помогали окружным-новичкам.
  5. Постоянно действующая психологическая служба, состоящая из четырех специалистов, которые осуществляли индивидуальное сопровождение молодых людей, нуждающихся в систематической поддержке; совместно с окружными разрабатывали стратегии включения ребят с особенностями развития в совместную деятельность; осуществляли работу по сплочению молодых участников, созданию принимающей атмосферы.
Достигнутые результаты:
  1. Проведен летний палаточный интеграционный лагерь, в котором приняло участие 116 человек.
  2. Участники приобрели навыки туризма, жизни в лесу в средней полосе России.
  3. Участники изменили или укрепили свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и умеют организовывать (участвовать) совместную продуктивную деятельность между собой.
  4. Молодые люди получили возможность проявить свою самостоятельность, получили возможность нести ответственность за свои поступки.
  5. Студенты-волонтеры приобрели опыт организации жизни молодежных разновозрастных интеграционных коллективов.
  6. Получила развитие методика создания разновозрастных интеграционных пространств, разработана методика организации психологической службы в Турграде.
  7. Определена перспектива лагеря в следующем году — стационарный палаточный лагерь, после него — многодневный байдарочный поход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *