Лагерь проводился с 25 июня по 9 июля в Козельском районе Калужской области на реке Жиздре (место «Турграда» в 2005-2009 годах). Постановка лагеря и первые 2 дня «Турграда» были необычными: на поляне стоял еще один детский лагерь, что добавило нам сложности по обеспечению режима и безопасности. Дни лагеря можно отметить особенно дождливой погодой: дожди были каждый день, как моросящие так и ливни и грозы. Постоянные ливни заставили пересмотреть нашу программу мероприятий, так как большая их часть была рассчитана на весь лагерь и на большой круг. Для ребят с такими проблемами в развитии, как ранний детский аутизм (РДА) изменение расписания дня или даже отдельных мероприятий было сложным испытанием. На окружных и психологов лагеря легла дополнительная нагрузка. Они помогали ребятам удерживать структуру дня, принимать изменения и спокойно относиться к дождю как части нашей жизни.
В этом году несколько участников проекта с особенностями в развитии «выросли» из простых участников лагеря. Ребята сами попросили взять их на округ «Флагман», где они решили попробовать себя в роли участника-организатора, участника-помощника. Успех одного юноши с нарушениями умственного развития был огромный. Ему говорили персональное «спасибо» почти все участники лагеря от малышей до окружных, он был незаменимым помощником на «Флагмане». Он получил неоценимый опыт по самоорганизации, взаимопомощи, принял на себя ответственность за наличие дров на округах и справился со своими обязанностями отлично.
Ограниченное количество плавсредств, сложность их заброски вверх по течению реки, ограниченное время на проведение экспедиций, а так же разнообразный по возрасту и особенностям состав округов поставил перед организаторами сложную задачу по разработке туристических маршрутов. Был найден простой логистический прием. Байдарки забрасывались вверх по течению с первой группой ребят, они проходили свой участок реки и в определенном месте встречались с другой группой ребят, которая шла пешком. Группы менялись — первая теперь шла пешком в лагерь, вторая сплавлялась дальше по реке. Группы менялись несколько раз и выходили из лагеря с определенным интервалом. Таким образом, было сэкономлено время на заброску байдарок, и все участники лагеря смогли совершить свой подвиг под названием «Экспедиция».
Проблема дождей отразилась не только на организации общей жизни лагеря, но и на работе медиков. Благодаря внимательной работе наших специалистов удалось избежать отравлений и других проблем с пищеварением у детей и взрослых. Мы использовали чистую питьевую воду в баклажках и тщательно кипятили речную воду.
В связи с большим количеством детей, которые были в лагере впервые, и имеющие серьезные нарушения в развитии, на округах были введены окружные-тьюторы. Окружной-тьютор, кроме обычных обязанностей окружного, еще и выполнял функцию тьютора для какого-то ребенка. В большинстве своем это были дети с ранним детским аутизмом, требующие индивидуального сопровождения. У этих детей так же для лучшего включения и более мягкой адаптации к новым условиям присутствовали родители в лагере. Они жили отдельно от своих детей в Родительском округе и помогали в организации и проведении общих для ребят экспедиций, мастерских, спортивных и творческих мероприятий.
В этом году участие в лагере принимали два ребенка 2-х и 11-х месяцев. Польза от посещения лагеря такими маленькими детьми не очевидна, но понимание тревожными родителями, что рядом с их детьми есть такие малыши, благоприятно отражалось на их спокойствии и уверенности в силах ребят на самостоятельную жизнь в лесу.
В лагере был специальный гость, крутивший пои. Пои — вид жонглирования шариками на веревках, которые держат в руках и крутят в различных направлениях, похожее на жонглирование булавами.Так что ребята днем имели возможность опробовать себя в кручении огненных шаров, а ночью — посмотреть настоящее фаер-шоу.
Традиционные мастерские включали в себя творческий дом (валяние, шитье, рисование, гончарная мастерская), 2 музыкальных мастерских (барабанная и гитарная), мастерская «молотилок» (поделки из гвоздей и подручных материалов), веревочный городок, мастерская журналистики и мастерская «Юный ученый». Новым при проведении лагеря стало ведение живого журнала в интернете прямо с поляны, чтобы родители могли ознакомиться с тем, что происходило на поляне.
Кроме окружных (которые, безусловно, большие молодцы) и традиционного оргсостава лагеря, мы хотели бы выразить большую признательность людям, которые сделали нашу жизнь в «Турграде» интересней, насыщенней, ярче, полезней.
- В лагере традиционно присутствовал инструктор Школы первой помощи Стас Манеров. Стас отвечал за безопасность на поляне. Кроме того, он проводил занятия (турхиты) по первой помощи для детей.
- В этом году в лагере был специальный репортер. В ее обязанности входило ведение стенгазеты и фоторепортаж всех событий. Эту важную миссию выполняла Дарья Кедрина. Благодаря ей с каждого события, происходящего в лагере, у нас есть настоящий фотоотчет. Стенгазета для нас – тоже очень важная часть нашей жизни, потому что ребята всегда могут увидеть расписание лагеря, написать то, что хотелось бы рассказать всему лагерю и прочитать рассказы других ребят.
- Папа Дима Абауллин, приехавший к нам второй раз, вел прекрасную мастерскую Театрального искусства, где подростки и дети могли научиться кричать шепотом и шептать криком.
- В гости приезжал Дима Леонтьев, подаривший ребятам огненную сказку поев.
- И особенную благодарность хотелось бы выразить Мише Кузнецову, нашему обычному участнику лагеря, на это раз ездившему уже в позиции не ребенка, а взрослого-флагманца. На вечерних собраниях окружных (планерках) окружные выстраивались в очередь, чтобы Мишка пришел к ним на округ и помог с дровами. Мишка ни минуты не соглашался сидеть без дела, и от него все время чувствовалась настоящая поддержка. Сказать «герой геройский» — однозначно недостаточно!
Вот так прошел наш летний лагерь на реке Жиздре. Осенью на традиционном арбузнике ребятам и родителям будут розданы диски с фотографиями, подведены итоги жизни прошлого года проекта и объявлены планы на будущее.