Место проведения — Калужская область, Козельский район, д. Дретово, берег р. Жиздра.
Сроки проведения — 1-12 июля 2009 года
Состав участников — молодые люди, жители Москвы, имеющие различные нарушения здоровья и их здоровые сверстники; студенты-волонтеры
Какие проблемы решает проект:
Для людей (и особенно молодежи) с ограниченными возможностями здоровья типичным является отсутствие опыта полноценных межличностных контактов и дефицит эмоциональных привязанностей, нехватка личного внимания со стороны окружающих. В некоторых семьях молодые инвалиды предоставлены себе, имеют негативный опыт непродуктивного, ничем содержательным не заполненного времяпрепровождения. И практически не имеют опыта конструктивного общения. Здоровые же молодые люди с другой стороны так же не имеют опыта сотрудничества, не видят возможности для совместности.
Основная цель лагеря:
Развитие толерантности на основе совместной деятельности и общения в разновозрастной группе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и здоровых сверстников.
Задачи:
- Создание максимально развивающих условий для каждого участника.
- Развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия с людьми с ОВЗ и с особенностями в развитии.
- Создание условий для развития чувства ответственности за действия и поступки.
- Развитие основ экологического сознания участников проекта.
Обоснование основной цели лагеря:
К сожалению, наше современное общество еще не готово в полной мере принять молодого человека с ограниченными возможностями здоровья как равного. Да и сам ребенок, его семья не всегда оказываются вступать в равные, партнерские, непотребительские отношения с миром. Сейчас многое делается для того, чтобы такое равное взаимодействие состоялось. Например, активно развивается инклюзивное образование. Городская инфраструктура становится более доступной для инвалидов-колясочников, людей со сниженным зрением и незрячих. Но этого явно недостаточно. Важно помочь как «здоровым» людям, так и с ограниченными возможностями найти точки соприкосновения и конструктивно, продуктивно общаться.
Общественные организации могут оказать в этой области неоценимую помощь. В данном проекте создается коллектив единомышленников – подростков, молодых людей, волонтеров, родителей, специалистов, участвующих в общей деятельности и разделяющих идеи толерантности и интеграции, партнерства, принятия.
Формы организации деятельности:
- Жизнь в округе (организация питания, жизни, первичный коллектив, в котором решаются воспитательные задачи и развиваются навыки самостоятельной жизни в лесу, навыки взаимопомощи, толерантности). В одном округе живут 8-10 молодых человек 14-16 лет, 2-3 студента-волонетра). Организацию общей жизни осуществляет округ «Флагман» (состав округа – начальник лагеря, врач, ответственный за продовольствие, психологи, ведущие мастерских). В ТГ-2009 были округа: ЕСТ, Дымовята, Чумовые пингвины, За варенье, Турбо-ежики, 12 у костра, в том числе округ «Бай-байки», объединивший родителей детей с особенностями в развитии, округ организаторов – «Флагман».
- Обучение в Туристической школе — Турхитах. Приобретение навыков жизни в лесу, в группе.
- Мастерские. Развитие интересов, навыков общения, приобретение навыков в продуктивных видах деятельности.
- Исследовательская экспедиция. Развитие познавательных интересов, навыков выживания в лесу, взаимопомощи. Исследование окрестностей лагеря как подготовка будущих экспедиций. Было проведено три экспедиции. Для участников, имеющих существенные сложности в длительных передвижениях – поездка в Козельск (поездка осуществлена при поддержке администрации города Козельска) и посещение краеведческого музея и Березнического лесничества. Второй уровень сложности – двухдневная экспедиция протяженностью в 25 км (с бродом через реку, переправой на лодке). Третий уровень – трехдневный маршрут протяженностью 43 км (в нем приняли участие 13 молодых человека – лидеров лагеря).
- Совместные мероприятия (вечерние коллективные творческие дела, вечера песни, театральные постановки, спортивное шоу-футбол). Развитие активной позиции, развитие творческих способностей, сплочение группы.
Проведенные мероприятия.
Турхиты (обязательные учебные занятия, длительность — 45 минут, проводились в микрогруппах по 6 человек). Цель занятий — освоение техники безопасной жизни в лесу.
- Первая помощь — освоение алгоритма оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях в лесу. Занятие подготовлено на основе Стандарта безопасности МЧС. Проводил сертифицированный инструктор первой помощи (сертификат Международного Красного креста)
- Ориентирование — овладение навыками использования карты, компаса; приемами ориентирования на пересеченной местности
- Психология — обучение навыкам конструктивного общения в группе
- Дрова и костер — освоение техники безопасной рубки и колки дров, разжигание костров для различных нужд (быстро вскипятить кан с водой, равномерный жар, костер для просушки, костер для освящения, костер с сохранением углей длительное время и т.п.)
- Кулинария — приготовление блюд в походных условиях
- Основы безопасности в лесу — что делать, если ты потерялся в лесу?
Мастерские (учебные занятия, длительность 90 минут, проведено всего по 7 занятий в каждой мастерской. Выбор мастерской осуществлялся каждым участником самостоятельно, участники посещали различные мастерские в течение лагеря)
- Основы альпинизма
- Творческий дом
- Оригами
- Игротека — интеллектуальные настольные игры
- Авиамоделирование
- Музыкальная
- Спорт — волейбол, футбол, фризби, пляжный теннис
Важно, что мастерскую «Оригами» вел один из участников лагеря (юноша, имеющий нарушения здоровья) при постоянной поддержке со стороны студентов-волонтеров. В мастерской «Игротека» в качестве со-ведущих так же были два подростка, имеющие нарушения здоровья (ранний детский аутизм).
Распорядок дня.
7.45 — подъем дежурных
8.00 – подъем
8.30 – линейка, зарядка
9.00 – завтрак
до 11.00 – хозчас (сбор дров, просушка снаряжения, уборка территории)
11.00-14.00 — мероприятия
14.00 — обед
до 15.30 – тихий час
15.30-19.00 — мероприятия
19.00 – ужин
20.00 — вечернее мероприятие
21.30 – вечернее подведение итогов «Свечка»
23.00 – сон
11.00 – 13.30 | 15.30 – 18.30 | 20.00 – 21.00 | |
01.07.09 | Окружное время | Открытие ТГ | |
02.07.09 | Турхиты (2 занятия) | Окружное время (1 час)Презентация мастерских и мастерские (2 часа) | Вечер «Сотвори чудо!» (без подготовки) |
03.07.09 | Турхиты (2 занятия)Купание | МастерскиеОкружное время | Вечер легенд |
04.07.09 | Турхиты (2 занятия)купание | Окружное времяМастерские | Приглашаем в гости — совместный вечер двух округов |
05.07.09 | Окружное времяКупание | Окружное времяИнтеллектуальная игра «Поиск кладов»Мастерские | 10 лет спустя — у ТГ день рождения! |
06.07.09 | Окружное времяМастерские | Поиски кладов | Вечер песни |
07.07.09 | Выход 1-й экспедиции | Выход 2-й экспедиции | Тихий вечер |
08.07.09 | Выход 3-й экспедиции | Возвращение 2-й и 3-й экспедиций | Вечер округов |
09.07.09 | Возвращение 1-й экспедиции | Кулинарный конкурс | Отчет экспедиций |
10.07.09 | Футбол | Окружное времяМастерские | Праздник Ивана Купалы |
11.07.09 | Окружное времяМастерские | Чемпионат по фризбиОкружное время | Вечер «Восемь чудес света» |
12.07.09 | Сборы и закрытие | Дорога домой |
Особенности проведения Турграда -2009.
- Летний интеграционный лагерь является только одним этапом из годовой работы программы «Турград». Некоторые «штрих и» событийной канвы жизни «Турграда» в 2008-2009 учебном году: еженедельные занятия подростковой группы и группы «Рука в руке» (проходит в формате тренинговой группы); регулярные туристические выезды в лес (прохождение пешего маршрута 10-20 км, самостоятельное приготовление еды на костре, простейшее ориентирование с помощью карты и компаса, простраивание маршрутов передвижения по пересеченной местности, овладение техникой хождения по склонам, переправа через реки, завалы из бревен и т. п.); экскурсионные поездки в гг. Ростов, Ярославль, Мышкин, Дмитров; многодневный туристический поход по горам Краснодарского края; экскурсионные поездки в музей железнодорожной техники, зоопарк, музей «Огни Москвы», минералогический музей им. Ферсмана; участие в городском ориентировании «Бегущий город», «МаслЯнице», музыкальных Никитинских встречах во Дворце детского творчества на Воробъевых горах; систематическое участие в проекте «Возродим наш лес» — посадка собственного леса в деревне Костеньево; фотокросс в парке «Царицино»; игра-путешествие «Незнакомый знакомый зоопарк»; турслет «Арбузник». Такая насыщенная совместная жизнь в течение года привела к тому, что многие молодые люди не только хорошо друг друга знают, но и имеют богатый опыт конструктивного общения, совместной деятельности.
- Некоторые участники Турграда с особенностями в развитии в Турграде не первый год и поэтому они уже готовы передавать свои знания другим. Один подросток, имеющий диагноз «шизофрения» (в проекте — 5 лет) в прошлом году предложил проводить матерскую «Оргиами» и успешно провел ее. В этом году он вновь вызвался проводить мастерскую и она пользовалась популярностью. В силу особенностей своего диагноза юноша не мог постоянно уделять внимание приходящим к нему на мастерскую, корректно и своевременно все объяснять. Поэтому ему помогала ассистент-волонтер. В мастерской «Игротека» активное участие принимал еще один юноша (имеющий диагноз РДА, синдром Аспергера — очень высокий уровень интеллекта). Он помогал своей маме, ведущей мастерской объяснять правила игр, следил за их соблюдением, вовлекал новичков в новые сложные игры. Так же этот молодой человек организовал «тотализатор» во время игры в футбол, сам оповестил всех участников, собрал «ставки» и определил победителей. Призом была банка сгущенного молока. Юноша продемонстрировал свои уникальные математические способности, что способствовало появлению бОльшего к нему уважения.
- Участие в летнем лагере семей (например, юноша с ранним детским аутизмом, его брат и мама) привело к тому, что увеличились и упрочнились связи внутри семей.
- Проекту — 10 лет. И ряд мероприятий как бы подводили итог. В гости приехали выпускники Турграда — студенты-волонтеры, которые рассказывали о прошлых годах, делились опытом, помогали окружным-новичкам.
- Постоянно действующая психологическая служба, состоящая из четырех специалистов, которые осуществляли индивидуальное сопровождение молодых людей, нуждающихся в систематической поддержке; совместно с окружными разрабатывали стратегии включения ребят с особенностями развития в совместную деятельность; осуществляли работу по сплочению молодых участников, созданию принимающей атмосферы.
Достигнутые результаты:
- Проведен летний палаточный интеграционный лагерь, в котором приняло участие 116 человек.
- Участники приобрели навыки туризма, жизни в лесу в средней полосе России.
- Участники изменили или укрепили свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья и умеют организовывать (участвовать) совместную продуктивную деятельность между собой.
- Молодые люди получили возможность проявить свою самостоятельность, получили возможность нести ответственность за свои поступки.
- Студенты-волонтеры приобрели опыт организации жизни молодежных разновозрастных интеграционных коллективов.
- Получила развитие методика создания разновозрастных интеграционных пространств, разработана методика организации психологической службы в Турграде.
- Определена перспектива лагеря в следующем году — стационарный палаточный лагерь, после него — многодневный байдарочный поход.